Гимназия К.Мая. Гимназия и реальное училище К.И. Мая, и том как «Карл Иванович создал особую среду в школе Музей карла мая

Гимназия К.Мая. Гимназия и реальное училище К.И. Мая, и том как «Карл Иванович создал особую среду в школе Музей карла мая

Музею истории школы Карла Мая исполняется 20 лет

Санкт-Петербург, Васильевский Остров, 13 линия, д. 28

Средняя общеобразовательная школа №5

10 ноября 2015 года в 195-ю годовщину со дня рождения педагога-практика К.И. Мая (1820-1895) состоится встреча, посвящённая 20-летию Музея истории школы Карла Мая .

Члены Морского литературно-художественного фонда имени Виктора Конецкого дорожат дружбой с основателем и бессменным директором Музея Никитой Владимировичем Благово , с общественным заместителем директора музея Муратом Тимуровичем Валиевым , много сделавшим для развития Музея и Общества друзей школы К. Мая «Майский Жук».

Н.В. Благово – автор уникальной монографии «Школа на Васильевском острове » (2 изд. – СПб. : «Анатолия», 2013), посвящённой дореволюционному периоду истории школы; издана и его монография, посвящённая советскому периоду истории школы (Школа на Васильевском острове. СПб. : Наука, 2009). Книги (два тома с двумя приложениями) можно приобрести в Музее школы К. Мая.

Среди выпускников школы (гимназии) К. Мая – художники А.Н.Бенуа, Н.К. Рерих, В.А.Серов, К.А. Сомов, А.Е. Яковлев, О.Г.Верейский, писатели Г.И. Алексеев, В.С.Головинский, В.А.Кнехт, А.А. Ливеровский, В.П. Прокопьев, О.А. Хазин, Ф.К.Эйнбаум, поэт Ю.А.Ливеровский, кинорежиссеры С.В. Бирюк, Д.Д. Месхиев (младший), а так же известные моряки: исследователь Арктики А.И. Варнек, контр-адмирал, командир порта города Владивосток П.В. Римский-Корсаков, генерал-майор флота, один из организаторов военной авиации России Н.Ф. Фогель и многие-многие другие. На стендах Музея можно увидеть имена выпускников Школы К. Мая, о которых писал Виктор Конецкий, в их числе, авиаконструктор Леонид Львович Кербер, писатель Лев Успенский, одним из первых поддержавший В.В.Конецкого на литературном поприще.

В день юбилея Музея состоится встреча, на которую приглашены воспитанники школы, потомки бывших учеников и педагогов школы, друзья Музея школы Карла Мая. Встреча состоится 10 ноября в 17.00 в актовом зале школы №5, преемницы школы (гимназии) Карла Мая. В программе: доклады, посвящённые истории и выпускникам Школы Карла Мая, концерт, традиционная чашечка шоколада с булочкой.

Для желающих в 15.00 будет проведена экскурсия в Музее истории школы, расположенном в историческом здании гимназии (Васильевский Остров, 14 линия, д. 39).

Организаторы встречи просят учесть, что станция метро «Василеостровская» закрыта на ремонт и нужно воспользоваться наземным транспортом: Троллейбус 10, 11; Автобус 1, 6, 7, 128 – до остановки 9-я или 16-я линия, далее пешком до 13-й линии, дом 28 (школа №5) или до 14-й линии, дом 39 (Музей истории школы К.Мая).

Подробную информация о Музее см.: Общество друзей школы Карла Мая «Майский Жук» (www.kmay.ru).

Т.В. Акулова-Конецкая в Музее истории школы К. Мая. 30 сентября 2013 года. Фотография М.Т. Валиева

Нагрудные знаки с барельефом майского жука — знаки отличия выпускников гимназии разных годов. Фото с сайта zin.ru

Блестящий ученик

Образ школьной учительницы — властной и непрощающей — настолько вошел уже в наше сознание, что кажется, иных учителей и нет, и никогда не было. К сожалению, это проблема не только нашего времени. Добрых, светлых, мудрых педагогов всегда не хватало, они всегда ценились на вес золота, были исключениями, а не правилом. Одним из таких исключений был петербургский педагог Карл Май.

Карл Иванович Май родился в 1824 году в Санкт-Петербурге, в бедной семье, как в то время говорили, инородцев, немца и шведки. Семейство проживало в бедности, а в четырнадцатилетнем возрасте Карл и вовсе остается без средств к существованию — один за другим ушли из жизни его отец и дядя. С тех пор Карл вынужден был сам зарабатывать себе на жизнь. Он, тем не менее, нашел в себе силы окончить Петершуле — пансион, популярный среди выходцев из немецких семей. Карл был настолько выдающимся учеником, что сам директор помог ему с поиском приработка — нашел частные уроки.

После Петершуле — Санкт-Петербургский университет и совершеннейшая удача — служба гувернером у сына министра юстиции Дмитрия Дашкова. И дело тут было не столько в деньгах — Дашков-старший обладал прекраснейшей библиотекой.

Затем — путешествия по европейским столицам, в которых он, в отличии от большинства своих сверстников, интересовался вовсе не трактирами и видами, а музеями, библиотеками и студенческими аудиториями.

Но, как говорится, где родился, там и пригодился. И Карл Май возвращается на родину. Где снова встает вопрос заработка. И приятели-немцы, решив поучаствовать в судьбе юноши, отдают ему в обучение своих детей. Таким образом в 1856 году на квартире у Мая, на 1-й линии Васильевского острова, образуется нечто наподобие частной гимназии. Гимназистов поначалу было десять человек.

«Карл Иванович твердо верил в то, что от юного существа можно всего добиться посредством высказывания к нему доверия. Понятно, что среди нас было немало мальчиков, которые злоупотребляли добротой Карла Ивановича и даже за спиной издевались над этой доверчивостью. Но большинство уважало, любило своего директора, нежное чувство возникало сразу с момента первого контакта с ним самим. Во всяком случае, я Карлушу полюбил в первый же день, а затем остался верен этому чувству до конца» .

Это воспоминание одного из выпускников гимназии Карла Мая, Александра Бенуа. А «Карлуша» — не тайное прозвище. Так его совершенно открыто называли ученики. И Карл Иванович не обижался. Наоборот — радовался тому, что между ним и гимназистами установилась подобная доверительность.

Карл Иванович Май, фото 1890- х гг. Фото: jabberwoker.livejournal.com

Май был последователем принципа: «сперва любить, потом учить». Он писал: «ребенок — тоже человек, хотя и маленький, у него такая же душа и такое же тело, как и у других людей, у него есть своя воля, свои желания, свое мнение» .

И наставлял родителей:«Влияние школы на ваших детей ограничено. Много условий должно содействовать, чтобы достичь намеченной вами цели — нравственного и умственного развития детей. Одно из главных влияний — семья; где она не помогает, там вся наша работа напрасно потраченный труд» .

Вообще у Карла Мая была целая система тезисов.

«Воспитание имеет целью не сломить волю ребенка, а образовать ее» .

«Дисциплина - еще не воспитание» .

«От учеников надо требовать только то, что они в состоянии исполнить, что не превышает сил класса и каждого ученика в отдельности» .

«От юного существа можно добиться всего посредством высказывания к нему доверия» .

Доверие — наряду с любовью — было одним из двух главных коньков Карла Мая. Когда отец одного из учеников спросил, какое наказание предусмотрено в гимназии за ложь, тот вообще не сразу понял, о чем речь.«Ложь? У нас в гимназии не лгут. Иначе Карлуша расстроится» .

1885 г. Осень. 5 класс гимназии К.Мая. Стоят: Альберт Гейслер, Фридрих Бем, Александр Морс, Константин Сомов, Эрнст Гизе, Эдмунд Нувель, Дмитрий Куломзин, Глеб Семичев, Николай Гирс, Дмитрий Философов, Стефаниц, Александр Бенуа, … Сидят: Альфред Карр, Арчибальд Карр, Вальтер Нувель, Владимир Иванов. Фото с сайта kmay.ru

Гимназисты так же любили Мая, как и он их. При том, что внешне Карл Иванович не был классическим кумиром молодежи. Александр Бенуа писал: «Мне сразу понравилась вся его своеобразная, я бы даже сказал курьезная внешность. Это был маленький, щупленький, очень согбенный старичок, неизменно одетый в черный долгополый сюртук. В своей старчески исхудалой, точно дряблой руке он всегда вертел табакерку, которой нередко пользовался, а из заднего кармана сюртука у него торчал большой красный с желтым платок. Все это “отодвигало” Карла Ивановича во времени куда-то далеко и придавало его облику какую-то поэтическую старинность… Подслеповатые, несколько воспаленные глаза были вооружены золотыми очками. Двигался Карл Иванович быстро, не совсем ровно семеня своими старческими ножками» .

Любовь же компенсировала все.

Кстати, это была чуть ли ни единственная гимназия, в которой не то, чтобы не поощрялись доносы на товарищей, но, напротив, доносчики всячески порицались. И, естественно, ни один донос не принимался к рассмотрению.

Блестящий педагог

Открытка с видом на фасад дома 39 на 14-й линии Васильевского острова Санкт-Петербурга. 1917 год. Фото с сайта wikipedia.org

Первое здание гимназии Карла Мая размещалось на 10-й линии Васильевского острова. Занятия в нем начались в 1861 году. Александр Бенуа писал: «с наружного вида это был самый обыденный, безличный, старый, солидный петербургский дом в три этажа. От своих соседей этот дом ничем особенным не отличался и выкрашен был в такую же, как они, светло-сероватую краску. Построен он был, вероятно (без какой-либо заботы о стиле), в начале XIX века» .

Одннако этому «обыденному» дому довелось войти в историю, войти в легенду. А. Бенуа писал о гимназии:«Я нашел в ней нечто очень ценное: я нашел известный уют, я нашел особенно мне полюбившуюся атмосферу, в которой дышалось легко и в которой имелось все то, чего не было в казенном учреждении: умеренная свобода, известная теплота в общении педагогов с учениками и какое-то «несомненное уважение к моей личности»» .

Гимназия пользовалась бешеной популярностью. Через нее прошли семьи Семеновых Тян-Шанских, Римских-Корсаков, Рерихов, Бенуа.

Критик Д. Философов, тоже выпускник этой гимназии, писал: «Когда я спрашиваю своих сверстников о гимназических годах, они вспоминают их с ненавистью. Я почти никогда не встречал, кто бы вспоминал с любовью казенную гимназию восьмидесятых годов. «Майские жуки» — счастливое исключение. Гимназия Мая была каким-то государством в государстве, таинственным островом, отделенным бесконечным океаном от казенщины».

«Майские жуки» — это почти официальное прозвище учащихся и выпускников гимназии. Однажды, на одном из ученических спектаклей (а подобные спектакли здесь любили) на сцену вышли герольды, которые несли стилизованные изображения майских жуков. Эта аллегория настолько растрогала Карла Ивановича, так ему понравилась, что сразу вошла в обиход. А на фасаде нового гимназического здания, там, где обычно помещают герб, был укреплен картуш с майским жуком.

Это здание было построено в 1910 году на 14-й линии Васильевского острова одним из «майских жуков» — архитектором Германом Гриммом.

Сам Карл Иванович преподавал географию — он считал, что она «развивает в детях наблюдательность относительно окружающих явлений природы, ее гармонии, показывает тесную связь человека с ней и зависимость его от природы» .

Не удивительно, что именно по географии лучше всего успевали учащиеся. А один из них — Константин Рерих — добился на этом поприще высот невероятных. Он писал: «В гимназии К. И. Мая чертили карты Азии. Желтой краской отмечали пески Гоби. Боком мягкого карандаша наносили хребты Алтая, Тарбагатая, Алтын-Тага, Кунь-Луня… Белили ледники Гималайские… Не только чертились богато расцвеченные карты, но и лепились цветными пластилинами рельефные изображения со всеми, так милыми нам горами… Но проходят десятилетия; через полвека вспоминаются эти будто бы различные предметы в одном общем укладе. Именно они своими убедительными зовами сложили многие возможности. Не даром опытный географ предлагал нам не только заучивать названия, но именно запечатлеть иероглифы земли и линиями, и красками, и рельефами. В этом делании пробуждалась и любовь, и внимательность, и соизмеримость земных начертаний. Художество вносилось в эти прикасания к земле. А там, где знание будет сочетаться с искусством, — там останется особенная убедительность».

Подбору педагогов Карл Иванович уделял самое пристальное внимание. Он прекрасно понимал, что именно они — лицо гимназии, именно от них в первую очередь зависит, как в результате повернется дело.

Писатель Лев Успенский вспоминал: «У Мая нет и быть не может педагогов-мракобесов, учителей-черносотенцев, людей «в футлярах», чиновников в виц-мундирах. Преподаватели, поколение за поколением, подбирались у Мая по принципу своей научной и педагогической одаренности».

При том нельзя сказать, чтобы все преподаватели были нежничали и миндальничали. Вот, например, воспоминание о господине Мальхине, преподавателе по древним языкам: «Самым характерным для внешности Мальхина была его недлинная, но густая огненного цвета борода, а также «злой» , пронизывающий взгляд его зеленых, искрящихся глаз… Он не скрывал своего презрения к тупицам и бездарным зубрилам — хотя бы они отвечали на пять по заданному уроку. Некоторых же учеников он прямо ненавидел, одних за безнадежную глупость, других за лень и бездарность».

Да, преподаватель тоже имел право быть личностью.

Майский дух и академик Лихачев

Барельеф на фасаде здания гимназии, над входом, сбитый в 1929 г. и восстановленный в 1995 г. Фото с сайта wikipedia.org

Ученики здесь были самые разнообразные. И по национальности, и по социальной принадлежности. Здесь обучался даже сын швейцара. А. Бенуа писал о нем: «Ничего не в наружности, ни в манерах, ни в мышлении не выдавало того, что Гриша принадлежит к разряду «выскочек из низов…» Нравилось же нам в Калине то, что он отличался редкостным остроумием, что он отлично и самостоятельно изучил великое множество литературных произведений, как русских, так и в переводе иностранных. У него была исключительная память, и он знал бесконечную массу стихов наизусть… Влекли Калина к углубленному изучению литературы и личные творческие побуждения. Он обладал несомненным даром излагать свои мысли и серьезно готовился стать писателем».

Кстати, занятия стоили дорого. И швейцар смог отдать своего отпрыска к Карлу Ивановичу только лишь после того, как неожиданно, притом по-крупному выиграл в лотерею. Тогда он реализовал сразу же две своих мечты — купил дом, в которым с безденежные годы служил швейцаром и дал сыну достойное образование.

Правда, писателем Гриша Калин не стал — пошел по юридическому направлению.

Май отошел от руководства гимназии в 1890 году (впрочем, оставив за собой преподавание географии), и спустя пять лет тихим образом скончался. Его похоронили на Смоленском лютеранском кладбище, а над могилой установили обелиск с надписью на латыни:«Он был вождем к свету для путников, ищущих его.  Самому дорогому учителю от учеников.  Его девизом было: «Сначала люблю — потом учу»».

Но дух гимназии, как говорили «майский дух» здесь сохранялся еще долго — об этом заботились как преподаватели, так и гимназисты. В какой-то мере сохранялся он и после революции. Все закончилось только в 1929 году, когда после разгромной статьи в «Ленинградской правде» было уволено все руководство и большая часть педагогического коллектива. В том же году с фасада сбили майского жука.

В музее истории гимназии

Впрочем, в 1995 году один из выпускников этой школы, академик Дмитрий Лихачев торжественно открыл мемориальную доску и восстановленного к этому случаю жука. В школе действует музей истории гимназии. Жизнь продолжается.

На участке дома №39 по 14-й линии Васильевского острова в 1844 году был построен деревянный дом с мезонином. В 1907 году он был приобретён гимназией К. Мая, размещавшейся тогда в помещениях дома №13 по 10-й линии.

Школа была основана в 1856 году педагогом Карлом Ивановичем Маем. Немцу, родившемуся в Санкт-Петербурге, удалось создать на её базе мужскую гимназию и реальное училище. Это учебное заведение стало к концу XIX века одним из самых популярных в Санкт-Петербурге. Здесь учились художники В. А. Серов, А. Н. Бенуа, Н. К. Рерих, К. А. Сомов, архитекторы Ю. Ю. Бенуа, Г. Д. Гримм, Ф. Ф. фон Постельс, А. А. Оль, учёный Н. Н. Качалов, купец Г. Г. Елисеев, психиатр А. Э. Бари. Известен случай, когда некий швейцар выиграл в лотерее крупную сумму - 100 000 рублей. На эти деньги он первым делом купил дом, в котором до того служил. Сразу за тем - отправил своего сына в гимназию К. Мая. Растущие авторитет и потребности школы К. Мая к началу XX века вынудил её директора А. Л. Липского строить специальное здание. Для этого и был приобретён участок на 14 линии.

В том же 1907 году архитектором Г. Д. Гримом был составлен проект здания. Позже проект здания был незначительно изменён, согласован в Городской управе 21 января 1909 года. Закончено строительство было весной следующего года. Торжественное открытие здания гимназии и реального училища К. Мая состоялось 31 октября 1910 года.

Первый этаж гимназии заняли помещения для директора, учителей и библиотека. На втором - четвёртых этажах расположились классы. Они находились в лицевой части здания, во двор выходили окна столовой и гимнастического и актового зала. В дворовых флигелях обустроили кабинеты по специальным предметам, аудитории в виде амфитеатра.

Над входом в школу был помещён барельеф - изображение майского жука, символа гимназии. Воспитанников гимназии в городе называли не иначе как "майские жуки".

Оборудование для гимназии приобреталось под заказ, для каждого возраста изготовлялась особая мебель. Перила парадной лестницы были украшены латунными шариками, что не позволяло ученикам играя съезжать по ним. На стенах парадной лестницы были установлены бюсты знаменитых учёных и писателей.

В 1912 году по проекту Г. Д. Гримма во дворе был построен флигель со спортивным залом.

После 1918 года гимназия К. Мая была национализирована и объединена с женской гимназией Э. П. Шаффе. После этих преобразований здесь открылась Советская единая трудовая школа I и II степени №217, в учебном заведении были отменены оценки и аттестаты. До 1929 года в школе сохранялись некоторые традиции гимназии К. Мая. Однако после некоторых публикация в газете "Ленинградская правда" преподавательский состав был изменён. Барельеф майского жука сбили (сейчас восстановлен). В 1937-1942 годах - 6-я артиллерийская спецшкола. После эвакуации учеников в 1942 году в Тобольск здание пустовало 2 года.

В 1944 году здесь была открыта школа №5, с 1954 года здесь вновь стали учиться девочки. Школа занимала этот дом до 1976 года. С 1977 года здесь работает Вычислительный центр Академии Наук СССР (ныне - Санкт-Петербургский институт информатики и автоматизации РАН).

В 1995 году в здании был открыт мемориальный музей, посвящённый гимназии К. Мая.

Дореволюционный 1856 – 1918 (Гимназия и Реальное училище)

Предвоенный 1918­ - 1937 (Советская школа)

Военный 1937 - 1944 (6 Спец Арт Школа)

Послевоенный 1944 – настоящее время (5Средняя Школа)

Раздел сайта «История» содержит краткое описание истории развития Школы, а так же хронологическую таблицу главных событий. Для более детального ознакомления с заинтересовавшим Вас фактом истории следует выбрать соответствующую графу таблицы и совершить переход на страничку с его описанием.

ИСТОРИЯ ШКОЛЫ

По инициативе нескольких немецких семейств 22 сентября 1856 г. в надворном флигеле дома № 56 по 1 линии Васильевского острова была открыта частная немецкая мужская школа. Возглавил школу талантливый педагог-практик Карл Иванович Май (1820–1895 - последователь передовых педагогических взглядов А. Дистервега, И.Г. Песталоцци, Н.И. Пирогова, К.Д.Ушинского и Ф. Фребеля.

В первые годы своего существования школа была начальной, а с 1860 г. получила уникальное официальное название «Реальное училище на степени гимназии», что отражало усиленную, по сравнению с казёнными учебными заведениями, прикладную направленность полноценного с этих пор среднего образования. В том же году специально для школы было приобретено здание на участке № 13 по 10 линии Васильевского Острова.

Основным девизом школы было изречение основоположника современной педагогики Яна Амоса Коменского «Сперва любить - потом учить», в соответствии с которым был создан коллектив педагогов, состоящий только из людей, обладавших высокими нравственными и профессиональными качествами. Выпускник школы 1918 г. писатель Лев Успенский отмечал в воспоминаниях: «…у Мая нет и быть не может педагогов-мракобесов, учителей-черносотенцев, людей “в футлярах”, чиновников в вицмундирах. Преподаватели, поколение за поколением, подбирались у Мая по принципу своей научной и педагогической одарённости».

Созданная К.И. Маем система воспитания и образования предусматривала взаимное уважение и доверие учителей и учеников, постоянное взаимодействие с семьёй, стремление педагогов учесть и развить индивидуальные способности каждого ученика, научить их самостоятельно мыслить. Всё это в сочетании с высоким качеством образования позволяло год за годом выпускать из стен школы высоконравственных, разносторонне развитых юношей, готовых к труду, полезному для общества. Благодаря возникшей в этом учебном заведении особой атмосфере, именовавшейся «майским духом», школа К. Мая, по меткому выражению её выпускника 1890 г. Д.В. Философова, была «государством в государстве, отделённом бесконечным океаном от казёнщины».

Состав учащихся, как по социальному положению, так и по национальному признаку, был весьма разнообразен. Без какой-либо дискриминации здесь учились дети швейцара и сыновья князей Гагарина, Голицына, графов Олсуфьева и Стенбок-Фермора, представители семей предпринимателей Варгуниных, Дурдиных, Елисеевых, Торнтонов и потомки либеральной интеллигенции - Бенуа, Гриммов, Добужинских, Рерихов, Римских-Корсаковых, Семёновых-Тяншанских, причём, во многих случаях эта школа давала образование нескольким поколениям одной фамилии. Своеобразным рекордсменом среди таковых является династия Бенуа - 25 членов этого клана учились «у Мая».

В этой школе получали знания мальчики, представлявшие едва ли не все национальные диаспоры Петербурга – русские,немцы, французы англичане, татары, евреи, финны, китайцы и т.п.

Таким образом, как отмечали уже в начале ХХвека, эту школу «никогда нельзя было назвать ни монархической, ни демократической, ни республиканской, ни аристократической. Она всегда стремилась быть общечеловеческой».

В конце 1850-х годов один из школьных спектаклей открылся шествием герольдов с флагами, на которых был изображен майский жук; этот символ очень понравился директору и всем присутствующим. С тех пор учившиеся в этой школе на протяжении всей жизни называли себя «майскими жуками».

С самого начала школа состояла из двух отделений. Дети, обнаружившие гуманитарные способности, в первые годы назывались латинистами и обучались на отделении, позже названным гимназическим. Здесь, помимо немецкого и французского, преподавались древние языки - латынь и греческий. Гимназисты, как правило, готовились к продолжению образования в Университете. Юноши, склонные более к естественным наукам, именовались нелатинистами: они, на реальном отделении в течение 8 лет, получали в большем объёме знания по точным наукам и готовили себя к инженерной деятельности. До1909 г. существовало также небольшое коммерческое отделение, где вместо французского языка изучался английский. Благодаря такой структуре, официальным названием этого среднего учебного заведения с 1881 г. стало - «Гимназия и реальное училище К. Мая».

Первые двадцать пять лет школа была немецкой,так как уроки по всем предметам, кроме русского языка, литературы и истории, а также некоторых реальных дисциплин, велись на языке Гёте.

Первый выпуск реального отделения состоялся в 1863 г., а гимназического - в 1865 г. В 1890 г. К.И. Май передал бразды правления Василию Александровичу Кракау (1857–1935), выпускнику школы 1873 г., окончившему историко-филологический факультет университета, который преподавал в своей школе историю. При нём была усовершенствована методика преподавания, развито реальное отделение, улучшено оборудование кабинетов.

В 1906 г., после отставки В.А. Кракау, новым директором был избран выпускник историко-филологического факультета университета магистр славяноведения Александр Лаврентьевич Липовский (1867–1942). В период его руководства учебным заведением произошли два важных события. Во-первых, школа отметила своё пятидесятилетие, выпустив по этому случаю уникальный юбилейный сборник воспоминаний бывших учеников. Во-вторых, в связи с тем, что вследствие растущей популярности школы помещений стало не хватать, в 1909 г. был приобретён участок № 39 по 14 линии, где по проекту академика архитектуры Г.Д. Гримма, выпускника 1883 г., было построено уникальное новое здание с барельефом майского жука над аркой входной двери. При большом стечении народа 31 октября 1910 г. состоялось освящение здания. Его проводил епископ Гдовский и Ладожский Вениамин, будущий митрополит Петроградский.

В четырёх этажах школы, помимо классов для 650 учащихся, были устроены 8 прекрасно оснащённых предметных кабинетов физический, химический, естественной истории, исторический, географический, рисования,лепки, пения (три из них имели аудитории в виде амфитеатра), а также столярная мастерская, библиотека, насчитывающая 12 тысяч книг на русском, немецком, французском, английском, латинском и греческом языках, гимнастический зал, столовая.

Накануне первой мировой войны здесь, подруководством 38 высококвалифицированных педагогов, получали знания 567 юношей. Проводились многочисленные экскурсии, не только в знаменитые петербургские музеи, но и на промышленные предприятия. Действовали различные кружки: литературный, выпускавший свой печатный журнал «Майский сборник», исторический, морской, фотографический, спортивный и авиамодельный, где первую в Россиимодель самолёта построил Н.В. Фаусек – выпускник 1913 г.

После начала войны с Германией, в сентябре 1914г. при школе был открыт «Лазарет гимназии и реального училища К.Мая, имениимператора Александра I», где все вспомогательные работы выполняли ученики.

В период 1910–1917 гг. школа достигла своего подлинного расцвета. Последний, пятьдесят пятый, выпуск состоялся 24 февраля 1918 г.

Всего в период 1856-1918 гг. в Школе К. Маяобучалось около 3800 петербургских юношей, 1300 из них получили аттестаты. За отличные успехи в учебе 15% окончивших гимназистов были награждены золотыми медалями и 17% - серебряными. Согласно существующему тогда положению Реалистам медали не полагались.

Осенью 1918 г. частное учебное заведение К.И.Мая было национализировано и преобразовано в Советскую единую трудовую школу I и II ступени, где, согласно указам новой власти, было введено совместное обучение мальчиков и девочек, а также отменены оценки и аттестаты. Позднее был введён бригадно-лабораторный метод обучения, действовавший до 1932 г.

В последующие года в судьбе этого учебного заведения, как и многих других, отразились многочисленные преобразования послереволюционной системы народного просвещения. В соответствии с этим, директора школы, название, продолжительность обучения (семь, девять, десять лет), её порядковый номер (15, 12, 217, 17) неоднократно менялись. «Майские» педагогические традиции в какой-то мере сохранялись до зимы 1929 г., когда в результате развёрнутой в прессе антибуржуазной кампании и публикации необоснованных обвинений в газете «Ленинградская правда» от 15 января 1929 г. многие педагоги и руководство были большей частью заменены, и даже уничтожен барельеф над входной дверью. С начала 1930-х годов заведующим школой стал К.И. Поляков (1902-1946), он вновь создал хороший педагогический коллектив, и школьная жизнь наладилась. Особенно яркой фигурой в это время стал преподаватель физкультуры Р.В. Озоль, организатор кружка «Спартак». Появились также пионерская и комсомольская организации, действовали различные кружки.

С осени 1937 г., согласно постановлению правительства, в здании находилась 6-я Специальная артиллерийская школа (6САШ), образованная на добровольной основе из учеников 8-10 классов этой и близлежащих общеобразовательных школ. В 1938-1941 гг. 6-ую САШ окончили не менее 600 «спецов» (четыре выпуска). В суровую блокадную зиму, 5 февраля 1942г., 239 истощённых спецшкольников были эвакуированы в Тобольск; при этом 65 юношей умерли в пути от голода. Выпускники 6 САШ доблестно сражались на фронтах Великой Отечественной войны, защищали и освобождали родной Ленинград. Первый залп по Берлину сделали орудия капитана И.Р.Миркина, а пятеро артиллерийских разведчиков этого подразделения во главе с капитаном В.Маковым первыми водрузили знамя Победы над Рейхстагом. 111 выпускников 6САШ пали смертью храбрых на полях войны. С 1983г. в нынешней школе № 5 (13 линия, д. 28) действует музей 6 САШ, возникший благодаря усилиям тогдашнего директора школы, а ныне заведующей музеем Л.В. Черненковой. До 2007 г. Совет Ветеранов 6-ой САШ возглавлял генерал-майор В.Г.Рожков, который в 2006 г. написал и опубликовал книгу «Шестая (Первая Ленинградская) специальная артиллерийская школа». В 2007 г. 1-го марта имя генерала-майора В.Г.Рожкова было присвоено музею 6САШ.

После снятия блокады Ленинграда, с сентября1944 г., в здании возобновились уроки, только теперь учебное заведение называлось 5-й мужской средней школой, а с 1954 г., в связи с восстановлением совместного обучения - просто 5-й средней школой.

В 1944-59 гг. в школе образовался новый очень хороший педагогический коллектив, возглавляемый фронтовиком С.И.Пашковым. Вместе с ним передавали знания нашим детям: кавалеры ордена Ленина завуч М.И.Лопарева и учитель математики В.С.Неверовский, награжденная орденом Трудового Красного Знамени учительница естествознания О.М.Демина и учительница литературы кандидат филологических наук Д.Л.Сорокина.

Первый послевоенный выпуск состоялся в 1948 году. В 1962 году статус школы был понижен, она стала «восьмилеткой» и оставалась неполной средней до 1999 года с перерывом в 1967-1975г.г., когда было восстановлено десятилетнее образование. С 1999 г. в школе было введено одиннадцатилетнее обучение.

В 1964г. пионерской дружине школы было присвоено имя Героя Советского Союза Евгения Никонова.

В 1966 г. по инициативе заведующей учебной частью А.С. Батуриной при школе был создан музей, в котором, наряду с экспозицией, посвящённой трудовым и боевым делам бывших учеников школы, былстенд, посвящённый дореволюционному периоду и первому директору К.И. Маю.Однако, этот музей просуществовал недолго, и его экспонаты, к большому сожалению, почти не сохранились.

В 1976 году школа отмечала 120-летие. Но, в связи с тем, что в том же году произошло обрушение штукатурки одного из потолков, и потребовался косметический ремонт, коллектив педагогов и учащихся временно перевели в другое здание по адресу 13 линия, д. 28. Из-за отсутствия средств ремонт выполнен не был, учебный процесс в старом школьном доме не возобновился. На произвол судьбы оказалось брошенным уникальное оборудование кабинетов, мебель, памятные доски с именами выпускников разных лет, бюсты писателей и учёных, украшавшие интерьеры. Всё это вскоре было расхищено и безвозвратно погибло.

Вот уже 30 лет школа располагается на 13 линии,в доме №28. В 2001 году после 25-летнего перерыва выпускникам вновь вручали аттестаты об окончании средней школы.

Выпускники школы достигли больших успехов в различных отраслях науки и культуры. Более 100 из них стали докторами наук, 30 избраны действительными членами или членами-корреспондентами Академии наук или Академии художеств. Среди учившихся в школе три члена Государственного совета -ректор Университета Д.Д. Гримм, губернатор Петербурга А.Д. Зиновьев и министр внутренних дел, позднее - министр юстиции А.А. Макаров; министр внутренних дел Д.С. Сипягин, ректор Университета Э.Д. Гримм, военачальники - генерал от инфантерии Н.А. Епанчин, генерал-май­оры С.В. Белов, В.В. Волков, В.Г. Рожков, В.А.Сухотский, вице-адмирал Е.И. Во­ло­буев, контр-адмиралы И.В. Коссович, В.А.Петровский, П.В. Римский-Корсаков, деятели культуры – члены объединения «Мир Искусства» художники А.Н. Бе­нуа, Н.К. Рерих, В.А.Серов, К.А. Сомов, А.Е.Яковлев, а также художники О.Г. Ве­рейский, П.Я. Павлинов, И.А. Пуни, С.Н.Рерих, скульптор Б.Е. Ка­плянский, композиторы В.И. Цытович, Ф.Д. Шевцов,писатели Г.И. Алексеев, В.С. Головинский, В.А. Кнехт, А.А. Ливеровский, В.П.Прокопьев, Л.В. Успенский, О.А. Хазин, Ф.К. Эйнбаум, поэт Ю.А. Ливеровский,театральные деятели Ф.Н. Курихин, П.П. Подервянский, М.Ф. Стронин,кинорежиссеры С.В.Бирюк, Д.Д.Месхиев (мл). Тёплые воспоминания о школе сохранил её бывший ученик - дважды Герой Советского Союза, доктор физико-математических наук космонавт Г.М. Гречко. Надо также отметить, что О.Д. Хвольсону в числе первых было присвоено в 1926 г. звание Героя труда, а три выпускника - В.В.Волков, Д.С. Ли­хачёв и В.В. Новожилов были удостоены звания Герой Социалистического труда, шесть выпускников школы - В.В. Беломорец, М.А.Ельяшевич, Л.Л. Кербер, В.Д. Налив­кин, М.М. Четвертаков и В.В. Новожилов стали лауреатами Ленинской премии.

Статья о истории школы подготовлена на базе

© 2024 4septic.ru - Ливневая канализация, выгребная яма, трубы, сантехника