История развития уличных фонарей. История появления уличного освещения. История развития искусственных источников света

История развития уличных фонарей. История появления уличного освещения. История развития искусственных источников света

18.07.2023

Первая информация, касающаяся вопроса искусственного освещения городских улиц относится к началу XV века. Чтобы справиться с непроглядной тьмой в столице Великобритании, в 1417 году лондонский мэр Генри Бартон издал распоряжение относительно необходимости вывешивать на улицах фонари зимними вечерами. Первые уличные фонари, разумеется, были более чем примитивны и просты, ведь в них применялись самые обычные свечи и масло. В начале XVI века французы переняли опыт англичан и жителей Парижа также обязаны были держать светильники у окон, выходящих на улицу. При короле Людовике XIV в Париже стали появляться многочисленные огни от уличных фонарей. А уже к 1667 году король издал указ, касавшийся вопросов уличного освещения, благодаря чему Людовика назвали «блестящим».

Что касается России, то первое упоминание об уличном освещении появилось при Петре I. В честь выдающейся победы над шведами, в 1706 году Петр I повелел повесить фонари на всех фасадах домов около Петропавловской крепости. Царю и горожанам дано мероприятие пришлось по душе, и фонари начали зажигать на все чаще – на различные праздники, и тем самым это дало начало уличному освещению городу как таковому. Позже в 1718 году петербургских улицах стали постоянно использоваться стационарные фонари, а уже спустя 12 лет императрица Анна распорядилась относительно их установки в Москве.

Проект первого уличного масляного фонаря принадлежит Жану Батисту Леблону, который являлся талантливым архитектором и «искусным техником многоразличных художеств. Леблон имел большой авторитет во Франции». Осенью 1720 года первые подвесные светильники, которые изготовили по его чертежам на Ямбургском стекольном заводе, были зажжены на набережной Невы возле Петровского Зимнего дворца. Фонари представляли из себя следующую конструкцию: на деревянных столбах, имевших белые и синие полоски, имелись застекленные светильники на металлических прутьях. Сжигалось в них конопляное масло. Именно с этого, можно считать, и появилось регулярное уличное освещение в России.

Позже технология уличного освещения постепенно развивалась, как в России, так и за рубежом. Значительно улучшить яркость освещения удалось благодаря использованию керосина, однако самую настоящую революцию в уличном освещении ознаменовало появление в XIX веке первых газовых фонарей. Изобретатель газового освещения англичанин Уильям Мердок долгое время подвергался критике и даже насмешкам. Известный писатель Вальтер Скотт как-то в письме одному из приятелей заметил, – «какой-то сумасшедший недавно предложил освещать Лондон дымом». Тем не менее, несмотря на предвзятое отношение к нему, Мердок более чем успешно смог продемонстрировать на практике все многочисленные преимущества газового освещения. В 1807 году первой улицей, где были установлены фонари новой конструкции, стал Пелл-Мелл. Довольно скоро газовые фонари покорили и все европейские столицы.

Что касается электрического освещения, то его зарождение связано самым непосредственным образом с именами известного русского изобретателя Александра Лодыгина и американца Томаса Эдисона. Так, в 1873 году Лодыгин разработал оригинальную конструкцию угольной лампы накаливания, за что и получил Ломоносовскую премию от Петербургской академии наук. Подобные лампы в скором будущем начали использовать для освещения петербургского Адмиралтейства (лампы установили в специальные медные светильники, выполненные в старинном стиле). Спустя несколько лет Эдисон предложил усовершенствованную лампочку, которая давала более яркий свет и была при этом значительно дешевле в производстве. С появлением такой электрической лампочки газовые фонари в скором времени полностью вышли из употребления, уступив свое место более современному и надежному электрическому освещению.

Освещение играет важную роль в создании имиджа не только отдельного здания, но и всего города.

Современный рынок осветительных приборов дарит уникальную возможность преображать внешний вид окружающего ландшафта, подбирая подходящие по замыслу дизайнера варианты. В частности, можно применять «холодный» или «теплый» свет для достижения определенной атмосферы.

История появления уличных фонарей

Впервые над вопросом освещения городских улиц задумался мэр Лондона по имени Генри Бартон. Начиная с 1417 года в столице Англии стали пользоваться фонарями, чтобы обезопасить город в особенно темные зимние ночи.

Французы всегда соперничали с жителями британских островов в вопросах первенства и применения новых технологий. Поэтому к началу XVI века те жители Парижа, чьи окна выходили на улицу, были обязаны по ночам зажигать фонарь для удобства всех горожан.

   «Король-солнце» Людовик XIV позаботился о том, чтобы при нем вся столица Франции сияла яркими огнями, издав в 1667 году указ об уличном освещении. Многие считают, что именно за это распоряжение правление Людовика признали блестящим.

Устройство первых уличных фонарей во многом уступает современному. Они были менее яркими, потому что изготавливались с применением обыкновенных свечей и масла.

Открытие, сделанное в начале XIX века, полностью изменило возможности в сфере яркости освещения. Англичанин по имени Уильям Мердок предложил свою разработку газового фонаря. Сначала его идею никто не воспринял всерьез. Мердок был подвергнут всеобщему осмеянию, даже известный писатель Вальтер Скотт иронично заметил в письме к своему другу, что некий сумасшедший предлагает освещать городские улицы с помощью дыма.

Однако англичанин не сдавался и вскоре представил вниманию соотечественников все достоинства газового фонаря. Новое освещение было установлено сначала на улице Пэлл-Мэлл в 1807 году, а затем и по многим крупным городам Европы.

Уличное освещение в России – первые шаги

Идею освещать улицы наши предки заимствовали у европейцев. Петр I, известный своими действенными и кардинальными реформами, побывав за границей, был впечатлен сияющими по ночам видами европейских городов. Поэтому уже в 1706 году по его приказу некоторые дома, находящиеся возле Петропавловской крепости, обзавелись собственными фонарями, прикрепленными на фасадах зданий. Это было сделано в знак торжества по поводу победы над шведской армией под Калишем.

Огни настолько пришлись по вкусу горожанам, что на каждое празднество стали зажигать яркие фонари. На улицах Петербурга первые стационарные фонари стали устанавливать в 1718 году. Однако первое освещение было довольно тусклым, многие тогда считали, что работники экономят масло. С появлением керосина и газа эта проблема была решена. Спустя 12 лет императрица Анна Иоанновна приказала освещать улицы Москвы.

Электрическое освещение, которым сегодня пользуются по всему миру, стало возможным благодаря усилиям американского и русского изобретателей - Томаса Эдисона и Александра Лодыгина. Последний в 1873 году продемонстрировал угольную лампу накаливания. Именно благодаря этому изобретению он был удостоен награды от Петербургской академии наук - Ломоносовской премией. Лампы этого типа были установлены возле Адмиралтейства в Петербурге. Спустя несколько лет Томас Эдисон представил миру улучшенный вариант лампочки, которая была экономически и качественно более выгодной и инновационной. Она окончательно вытеснила устаревший газовый фонарь.

Устройство современных уличных фонарей

Современный рынок осветительных приборов предлагает широкий ассортимент разнообразных вариантов источников уличного освещения. Как правило, они состоят из стойки различной высоты, а также непосредственно из фонаря. Опора может быть железобетонной, металлической или деревянной.

Сегодня металлические модели пользуются наиболее высоким спросом за счет надежности, долговечности и доступной стоимости. Кронштейны для светильников бывают одинарными или предназначенными для нескольких фонарей сразу, все зависит от дизайна источника освещения. В нижней части стойки есть люк, благодаря которому электрикам обеспечен простой доступ к электросистеме.

Влага является одним из главных негативных факторов, воздействующих на металлическую основу и на проводку в целом. Поэтому для повышения срока эксплуатации и защиты от непредвиденных ситуаций стойку покрывают антикоррозионными составами.

В наше время внешний вид фонарей удивляет своим оригинальным воплощением: широкое использование художественной ковки, рельефов, разноцветных витражей делает каждый вариант особенным и неповторимым. Использование уникального по техническим характеристикам и внешнему виду источника уличного освещения позволит превратить городской ландшафт в действительно прекрасное и волшебное место.

В 1417 году лондонский мэр Генри Бартон распорядился вывешивать фонари зимними вечерами, чтобы рассеять непроглядную тьму в британской столице. Через некоторое время его инициативу подхватили французы. В начале XVI столетия жителей Парижа обязали держать светильники у окон, которые выходят на улицу. При Людовике XIV французскую столицу наполнили огни многочисленных фонарей. «Король-солнце» издал специальный указ об уличном освещении в 1667 году. По легенде, именно благодаря этому указу царствование Людовика и назвали блестящим.

Первые уличные фонари давали сравнительно мало света, поскольку в них использовали обыкновенные свечи и масло. Применение керосина позволило значительно увеличить яркость освещения, однако настоящая революция уличного света случилась только в начале XIX века, когда появились газовые фонари. Их изобретатель - англичанин Уильям Мердок - поначалу подвергся насмешкам. Вальтер Скотт писал одному из своих друзей, что какой-то сумасшедший предлагает освещать Лондон дымом. Несмотря на подобные замечания, Мердок с успехом продемонстрировал преимущества газового освещения. В 1807 году фонари новой конструкции были установлены на улице Пэлл-Мэлл и вскоре покорили все европейские столицы.

Петербург стал первым городом в России, где появились уличные фонари. 4 декабря 1706 года, в день празднования победы над шведами по указанию Петра I на фасадах улиц выходящих к Петропавловской крепости были вывешены уличные фонари. Царю и горожанам новшество понравилось, фонари начали зажигать на все большие праздники, и тем самым было положено начало уличному освещению Петербурга. В 1718 царь Петр I издал Указ об «освещении улиц города Санктпитербурха» (указ об освещении первопрестольной был подписан императрицей Анной Иоанновной лишь в 1730 году). Проект первого уличного масляного фонаря был разработан Жаном Батистом Леблоном, архитектором и «искусным техником многоразличных художеств, пользующимся большим значением во Франции». Осенью 1720 года 4 полосатых красавца, изготовленные на Ямбургском стекольном заводе, были выставлены на набережной Невы возле Петровского Зимнего дворца. На деревянных столбах с белыми и голубыми полосками крепились на металлических прутьях застекленные светильники. Горело в них конопляное масло. Так у нас появилось регулярное освещение улиц.

В 1723 году благодаря стараниям генерал-полицмейстера Антона Дивиера на самых именитых улицах города зажглись 595 фонарей. Обслуживало это световое хозяйство 64 фонарщика. Подход к делу был научным. Фонари зажигали с августа по апрель, ориентируясь на «таблицы о темных часах», которые присылали из Академии.

Историк Петербурга И.Г.Георги так описывает это освещение на улицах: «Для сего имеется по улицам деревянные голубою и белою краской выкрашенные столбы, из коих каждый на железном пруте поддерживает шарообразный фонарь, спускаемый на блоке для чищения и наливания масла...»

Петербург был первым городом в России и одним из немногих в Европе, где всего через двадцать лет после основания появилось регулярное освещение улиц. Масляные фонари оказались живучими - они горели в городе ежедневно в течение 130 лет. Прямо скажем, света от них было немного. К тому же они норовили забрызгать прохожих горячими каплями масла. «Далее, ради Бога, далее от фонаря!» - читаем мы в повести Гоголя Невский проспект, - «и скорее, сколько можно скорее проходите мимо. Это счастье ещё, если отделаетесь тем, что он зальет щегольский сюртук ваш вонючим маслом».

Освещение северной столицы было прибыльным делом, и купцы охотно им занимались. Они получали премию за каждый горящий фонарь и поэтому число фонарей в городе стало увеличиваться. Так, к 1794 году в городе насчитывалось уже 3400 фонарей, гораздо больше чем в любой европейской столице. Более того, петербургские фонари (в проектировании которых приняли участие такие известные архитекторы, как Растрелли, Фельтен, Монферран) считались самыми красивыми в мире.

Освещение было не безупречно. Во все времена были нарекания на качество освещения улиц. Светят фонари тускло, иногда вообще не горят, гасят их раньше времени. Бытовало даже мнение о том, что фонарщики экономят себе масло на кашу.

Десятилетиями в фонарях жгли масло. Предприниматели понимали прибыльность освещения и стали искать новые способы получения дохода. С сер. 18 в. в фонарях стали использовать керосин. В 1770 создана первая фонарная команда из 100 чел. (рекрутов), в 1808 ее причислили к полиции. В 1819 на Аптекарском о. появились газовые фонари, в 1835 создано Общество освещения газом С.-Петербурга. В 1849 появились спиртовые фонари. Город был поделен между различными компаниями. Конечно, было бы разумно, например, повсеместно заменить керосиновое освещение газовым. Но нефтяным компаниям это было не выгодно, и окраины города продолжали освещаться керосином, так как властям было не выгодно тратить большие деньги на газ. Но ещё долго по вечерам на городских улицах маячили фонарщики с лесенками за плечами, торопливо перебегавшие от фонаря к фонарю.

Не одно издание выдержал учебник по арифметике, где приводилась задача: «Фонарщик зажигает фонари на городской улице, перебегая от одной панели к другой. Длина улицы - верста триста сажен, ширина - двадцать сажень, Расстояние между соседними фонарями - сорок сажень, скорость фонарщика - двадцать сажень в минуту. Спрашивается, за сколько времени он выполнит свою работу?» (Ответ: 64 фонаря, расположенные на этой улице, фонарщик зажжет за 88 минут.)

Но вот наступило лето 1873 года. В ряде столичных газет было сделано чрезвычайное сообщение о том, что «11 июля по Одесской улице, на Песках будут показаны публике опыты электрического освещения улицы».

Вспоминая об этом событии, один из его очевидцев писал: «... не помню, из каких источников, вероятно из газет, узнал, что в такой-то день, в такой-то час, где-то на Песках, будут показаны публике опыты электрического освещения лампами Лодыгина. Я страстно желал увидеть этот новый электрический свет... Вместе с нами шло много народу с той же целью. Скоро из темноты мы попали в какую-то улицу с ярким освещением. В двух уличных фонарях керосиновые лампы были заменены лампами накаливания, изливавшими яркий белый свет».

На тихой и ничем не привлекательной Одесской улице собралась толпа. Кое-кто из пришедших захватил с собой газеты. Вначале эти люди подходили к керосиновой лампе, а потом к электрической и сравнивали расстояние, на котором можно было читать.

В память об этом событии установлена мемориальная доска на доме номер 60 по Суворовскому проспекту.

В 1874 году Петербургская Академия наук присудила А.Н.Лодыгину Ломоносовскую премию за изобретение угольной лампы накаливания. Однако не получив поддержки ни от правительства, ни от городских властей, Лодыгин не смог наладить массовое производство и широко применить их для освещения улиц.

В 1879 году на новом Литейном мосту зажглись 12 электрических фонарей. «Свечи» П.Н.Яблочкова были установлены на светильниках, изготовленных по проекту архитектора Ц.А.Кавоса. «Русский свет», так окрестили электрические фонари, произвел в Европе фурор. Позднее эти ставшие легендарными фонари перенесли на нынешнюю площадь Островского. В 1880 первые электрические светильники засияли в Москве. Так, при помощи дуговых ламп в 1883 году в день Священного коронования Александра III была освещена площадь вокруг храма Христа Спасителя.

В том же году начала работу электростанция на р. Мойке у Полицейского моста (фирма «Сименс и Гальске») , а 30 декабря 32 электрических фонаря осветили Невский проспект от Большой Морской улицы до Фонтанки. Через год электрическое освещение появилось и на соседних улицах. В 1886-99 для нужд освещения работало уже 4 электростанции (общество «Гелиос», завод Бельгийского общества и др.) и горело 213 подобных светильников. К началу ХХ в. в Санкт-Петербурге было около 200 электростанций. В 1910-х гг. появились лампочки с металлической нитью (с 1909 - вольфрамовые лампы). Накануне Первой мировой войны в Петербурге насчитывалось 13 950 уличных фонарей (3020 электрических, 2505 керосиновых, 8425 газовых). К 1918 году улицы освещали только электрические фонари. А в 1920 году и эти немногочисленные погасли.

Улицы Петрограда погрузились во мрак на целых два года, и их освещение было восстановлено только в 1922 году. С начала 90 годов прошлого века в городе большое внимание стало уделяться художественной подсветке зданий и сооружений. Традиционно во всем мире так оформляются шедевры архитектурного искусства, музеи, памятники, административные здания. Петербург не исключение. Эрмитаж, Арка Главного штаба, здание Двенадцати коллегий, крупнейшие петербургские мосты - Дворцовый, Литейный, Биржевой, Благовещенский (бывший Лейтенанта Шмидта, а еще ранее Николаевский), Александра Невского... Список можно продолжить. Созданное на высоком художественном и техническом уровне световое оформление памятников истории, придает им особое звучание.

Прогулки по ночным набережным - зрелище незабываемое! Мягкий свет и благородный дизайн светильников горожане и гости города могут оценить на улицах и набережных вечернего и ночного Петербурга. А виртуозная подсветка мостов подчеркнет их легкость и строгость и создаст ощущение цельности этого удивительного города, расположенного на островах и испещренного реками и каналами.

http://www.free-lance.ru/users/abrazosrotos

В 1417 году лондонский мэр Генри Бартон распорядился вывешивать фонари зимними вечерами, чтобы рассеять непроглядную тьму в британской столице. Через некоторое время его инициативу подхватили французы. В начале XVI столетия жителей Парижа обязали держать светильники у окон, которые выходят на улицу. При Людовике XIV французскую столицу наполнили огни многочисленных фонарей. «Король-солнце» издал специальный указ об уличном освещении в 1667 году. По легенде, именно благодаря этому указу царствование Людовика и назвали блестящим.

Первые уличные фонари давали сравнительно мало света, поскольку в них использовали обыкновенные свечи и масло. Применение керосина позволило значительно увеличить яркость освещения, однако настоящая революция уличного света случилась только в начале XIX века, когда появились газовые фонари. Их изобретатель - англичанин Уильям Мердок - поначалу подвергся насмешкам. Вальтер Скотт писал одному из своих друзей, что какой-то сумасшедший предлагает освещать Лондон дымом. Несмотря на подобные замечания, Мердок с успехом продемонстрировал преимущества газового освещения. В 1807 году фонари новой конструкции были установлены на улице Пэлл-Мэлл и вскоре покорили все европейские столицы.

Петербург стал первым городом в России, где появились уличные фонари. 4 декабря 1706 года, в день празднования победы над шведами по указанию Петра I на фасадах улиц выходящих к Петропавловской крепости были вывешены уличные фонари. Царю и горожанам новшество понравилось, фонари начали зажигать на все большие праздники, и тем самым было положено начало уличному освещению Петербурга. В 1718 царь Петр I издал Указ об «освещении улиц города Санктпитербурха» (указ об освещении первопрестольной был подписан императрицей Анной Иоанновной лишь в 1730 году). Проект первого уличного масляного фонаря был разработан Жаном Батистом Леблоном, архитектором и «искусным техником многоразличных художеств, пользующимся большим значением во Франции». Осенью 1720 года 4 полосатых красавца, изготовленные на Ямбургском стекольном заводе, были выставлены на набережной Невы возле Петровского Зимнего дворца. На деревянных столбах с белыми и голубыми полосками крепились на металлических прутьях застекленные светильники. Горело в них конопляное масло. Так у нас появилось регулярное освещение улиц.

В 1723 году благодаря стараниям генерал-полицмейстера Антона Дивиера на самых именитых улицах города зажглись 595 фонарей. Обслуживало это световое хозяйство 64 фонарщика. Подход к делу был научным. Фонари зажигали с августа по апрель, ориентируясь на «таблицы о темных часах», которые присылали из Академии.

Историк Петербурга И.Г.Георги так описывает это освещение на улицах: «Для сего имеется по улицам деревянные голубою и белою краской выкрашенные столбы, из коих каждый на железном пруте поддерживает шарообразный фонарь, спускаемый на блоке для чищения и наливания масла...»

Петербург был первым городом в России и одним из немногих в Европе, где всего через двадцать лет после основания появилось регулярное освещение улиц. Масляные фонари оказались живучими - они горели в городе ежедневно в течение 130 лет. Прямо скажем, света от них было немного. К тому же они норовили забрызгать прохожих горячими каплями масла. «Далее, ради Бога, далее от фонаря!» - читаем мы в повести Гоголя Невский проспект, - «и скорее, сколько можно скорее проходите мимо. Это счастье ещё, если отделаетесь тем, что он зальет щегольский сюртук ваш вонючим маслом».

Освещение северной столицы было прибыльным делом, и купцы охотно им занимались. Они получали премию за каждый горящий фонарь и поэтому число фонарей в городе стало увеличиваться. Так, к 1794 году в городе насчитывалось уже 3400 фонарей, гораздо больше чем в любой европейской столице. Более того, петербургские фонари (в проектировании которых приняли участие такие известные архитекторы, как Растрелли, Фельтен, Монферран) считались самыми красивыми в мире.

Освещение было не безупречно. Во все времена были нарекания на качество освещения улиц. Светят фонари тускло, иногда вообще не горят, гасят их раньше времени. Бытовало даже мнение о том, что фонарщики экономят себе масло на кашу.

Десятилетиями в фонарях жгли масло. Предприниматели понимали прибыльность освещения и стали искать новые способы получения дохода. С сер. 18 в. в фонарях стали использовать керосин. В 1770 создана первая фонарная команда из 100 чел. (рекрутов), в 1808 ее причислили к полиции. В 1819 на Аптекарском о. появились газовые фонари, в 1835 создано Общество освещения газом С.-Петербурга. В 1849 появились спиртовые фонари. Город был поделен между различными компаниями. Конечно, было бы разумно, например, повсеместно заменить керосиновое освещение газовым. Но нефтяным компаниям это было не выгодно, и окраины города продолжали освещаться керосином, так как властям было не выгодно тратить большие деньги на газ. Но ещё долго по вечерам на городских улицах маячили фонарщики с лесенками за плечами, торопливо перебегавшие от фонаря к фонарю.

Не одно издание выдержал учебник по арифметике, где приводилась задача: «Фонарщик зажигает фонари на городской улице, перебегая от одной панели к другой. Длина улицы - верста триста сажен, ширина - двадцать сажень, Расстояние между соседними фонарями - сорок сажень, скорость фонарщика - двадцать сажень в минуту. Спрашивается, за сколько времени он выполнит свою работу?» (Ответ: 64 фонаря, расположенные на этой улице, фонарщик зажжет за 88 минут.)

Но вот наступило лето 1873 года. В ряде столичных газет было сделано чрезвычайное сообщение о том, что «11 июля по Одесской улице, на Песках будут показаны публике опыты электрического освещения улицы».

Вспоминая об этом событии, один из его очевидцев писал: «... не помню, из каких источников, вероятно из газет, узнал, что в такой-то день, в такой-то час, где-то на Песках, будут показаны публике опыты электрического освещения лампами Лодыгина. Я страстно желал увидеть этот новый электрический свет... Вместе с нами шло много народу с той же целью. Скоро из темноты мы попали в какую-то улицу с ярким освещением. В двух уличных фонарях керосиновые лампы были заменены лампами накаливания, изливавшими яркий белый свет».

На тихой и ничем не привлекательной Одесской улице собралась толпа. Кое-кто из пришедших захватил с собой газеты. Вначале эти люди подходили к керосиновой лампе, а потом к электрической и сравнивали расстояние, на котором можно было читать.

В память об этом событии установлена мемориальная доска на доме номер 60 по Суворовскому проспекту.

В 1874 году Петербургская Академия наук присудила А.Н.Лодыгину Ломоносовскую премию за изобретение угольной лампы накаливания. Однако не получив поддержки ни от правительства, ни от городских властей, Лодыгин не смог наладить массовое производство и широко применить их для освещения улиц.

В 1879 году на новом Литейном мосту зажглись 12 электрических фонарей. «Свечи» П.Н.Яблочкова были установлены на светильниках, изготовленных по проекту архитектора Ц.А.Кавоса. «Русский свет», так окрестили электрические фонари, произвел в Европе фурор. Позднее эти ставшие легендарными фонари перенесли на нынешнюю площадь Островского. В 1880 первые электрические светильники засияли в Москве. Так, при помощи дуговых ламп в 1883 году в день Священного коронования Александра III была освещена площадь вокруг храма Христа Спасителя.

В том же году начала работу электростанция на р. Мойке у Полицейского моста (фирма «Сименс и Гальске») , а 30 декабря 32 электрических фонаря осветили Невский проспект от Большой Морской улицы до Фонтанки. Через год электрическое освещение появилось и на соседних улицах. В 1886-99 для нужд освещения работало уже 4 электростанции (общество «Гелиос», завод Бельгийского общества и др.) и горело 213 подобных светильников. К началу ХХ в. в Санкт-Петербурге было около 200 электростанций. В 1910-х гг. появились лампочки с металлической нитью (с 1909 - вольфрамовые лампы). Накануне Первой мировой войны в Петербурге насчитывалось 13 950 уличных фонарей (3020 электрических, 2505 керосиновых, 8425 газовых). К 1918 году улицы освещали только электрические фонари. А в 1920 году и эти немногочисленные погасли.

Улицы Петрограда погрузились во мрак на целых два года, и их освещение было восстановлено только в 1922 году. С начала 90 годов прошлого века в городе большое внимание стало уделяться художественной подсветке зданий и сооружений. Традиционно во всем мире так оформляются шедевры архитектурного искусства, музеи, памятники, административные здания. Петербург не исключение. Эрмитаж, Арка Главного штаба, здание Двенадцати коллегий, крупнейшие петербургские мосты - Дворцовый, Литейный, Биржевой, Благовещенский (бывший Лейтенанта Шмидта, а еще ранее Николаевский), Александра Невского... Список можно продолжить. Созданное на высоком художественном и техническом уровне световое оформление памятников истории, придает им особое звучание.

Прогулки по ночным набережным - зрелище незабываемое! Мягкий свет и благородный дизайн светильников горожане и гости города могут оценить на улицах и набережных вечернего и ночного Петербурга. А виртуозная подсветка мостов подчеркнет их легкость и строгость и создаст ощущение цельности этого удивительного города, расположенного на островах и испещренного реками и каналами.

"Слыхали вы историю про старый уличный фонарь? Она не то чтобы так уж занятна, но послушать ее разок не мешает. Так вот, жил-был этакий почтенный старый уличный фонарь; он честно служил много-много лет и наконец должен был выйти в отставку.
Последний вечер висел фонарь на своем столбе, освещая улицу, и на душе у него было как у старой балерины, которая в последний раз выступает на сцене и знает, что завтра будет всеми забыта в своей каморке..."
Ганс Христиан Андерсен. "Старый уличный фонарь".

Элементы городского ландшафта, которые по воле случая прошли сквозь время, памятники минувшей эпохи. Они были забыты, что помогло им пережить своих собратьев. Сохранились ли старые фонари в нашем городе? Оказывается, да, и немало, - как обычные типовые, характерные для эпохи шестидесятых-семидесятых, так и нестандартные декоративные. На оживленных улицах искать их нет смысла, а зайдешь во дворы - стоят, и многие даже исправно выполняют свои функции.
Вот "работающие пенсионеры" раннебрежневских времён:

Светильник подвесной призматический ртутный СППР-125 с диффузным отражателем и призматическим открытым преломлятелем. Самый распространенный уличный светильник конца 1960-х и 1970-х годов с лампой ДРЛ-125 (дуговая ртутная лампа), или, как более полно их называли, газоразрядные лампы высокого давления - дуговые ртутные лампы с люминофором (белый цвет свечения). Лампа зажигалась с помощью дросселя, который находился в верхней цилиндрической конструкции фонаря. Светильник установлен на опоре с бетонной консолью.


Светильник подвесной открытый ртутный СПОР-250 был предназначен для использования четырехэлектродных ламп ДРЛ-250.
Эти фонари обнаружены на улицах Богомолова (на пересечении с Гагарина) и Коминтерна (во дворе за магазином "Заря"). Такие же столбы с бетонными консолями стоят во дворах на ул. Карла Маркса, Терешковой, Грабина, пр. Ударника, но вместо старых светильников на них используются современные:

Немного о столбах этого типа. "Гусаки" - типовые железобетонные фонарные столбы с характерной бетонной же вершиной, которыми оснащались новостройки Москвы и Подмосковья в 60-70-е годы. В те времена ещё заботились не только о технике, но и об эстетике (пусть и несколько своеобразной). Поэтому в большинстве случаев был предусмотрен скрытый (подземный) подвод проводов и скромные, но симпатичные светильники с лампами накаливания типа СПО (СПП)-200. Обновлённый город задумывался тщательно освещённым пусть и небогатым светом "лампочек Ильича".
Однако уже в конце 70-х партия велела экономить электроэнергию, благодаря чему большинство "гусаков" просто забросили. Другую часть безжалостно выкорчевали и заменили на более современные, но безликие 8-метровые опоры с ртутными светильниками СППР-125. Ну и наконец, третья, самая небольшая часть нашла-таки своё применение по назначению: их оборудовали светильниками СППР и воздушным подводом проводов. В таком виде всё это и дожило где-то до конца 90-х.
Здесь начался третий этап истребления "гусаков": по-видимому, железобетонные кронштейны было велено считать ветхими из-за их возраста. В настоящий момент большинство столбов лишились своих узнаваемых элегантных вершин, и к ним подручными средствами прикручены отрезки труб для крепления современных светильников.
В наши же дни уже любые бетонные опоры признаны ненадёжными и опасными, вследствие чего начался их массовый снос и замена на аналоги, выполненные из "консервного железа", чаще всего с тусклыми "тлеющими" лампами типа ДНаТ-70 и подключением проводом СИП. Вот так бесславно на наших глазах заканчивается эра советских "гусаков".

"Гусак" у ДК им. М.И. Калинина. Середина 1960-х:

Ныне редкий двойной "гусак" сейчас можно встретить только в одном дворе на ул. Терешковой:


А ведь каких-то пятьдесят лет назад они были в центре городских событий. Двойные "гусаки" у кинотеатра "Звезда". Середина 1960-х:


Дворы на ул. Горького. Светильник СППР-125 на столбе с консолью в виде трубы одинарной:

и двойной:


Здание городской больницы № 2, построенное в 1932 году, вкупе с прилегающей территорией оказалось богатым на находки. Вот, к примеру, кронштейн для подвесного светильника. На стене отчетливо видны следы крепления проводки. Кронштейн обнаружил краевед Е. Рыбак eryback (см. альбом "Фонарики-фонарики" на Яндекс-фотках: http://fotki.yandex.ru/users/eryback/album/161559/).

Неподалеку отсюда, на пересечении ул. Дзержинского и пр. Макаренко, возвышается раритетный столб 1950-х либо 1960-х годов:


На кронштейне - не менее раритетный "Светильник подвесной открытый СПО-200", а по-простому "шляпа", - самый распространенный фонарь 50-х годов ХХ века с обыкновенной лампой накаливания на 150-200 Вт . Такой светильник освещал причудливым желтоватым светом л ишь небольшой клочок земли под собой.


Такая же "шляпа" на деревянном столбе около здания больницы. И тот, и другой - нерабочие:

И рядом светильник с отражателем, напоминающим перевернутое корыто, не известной мне марки:

В дачном районе города на ул. Добролюбова и Кутузова прекрасно сохранились как минимум три "шляпы". Одна из них мало того, что висит на оригинальном старинном кронштейне, да вдобавок еще и работает! Раритет невероятный. Место ей явно не здесь, а в музее:

Современная улица Лермонтова в Королёве, образно говоря, как бы отсекает век двадцатый от века нынешнего. С восточной стороны возвышается новый жилой квартал "Пионерская, 30" с современным уличным освещением. Вдоль западной располагаются семь подряд старых фонарных столбов со светильниками СПЗП-500:

Светильники, по всей видимости, нерабочие, но у большинства сохранились стеклянные плафоны-преломлятели:


Светильники этого же типа на станции Болшево. 1970-80-е гг.:

Детский сад "Вишенка" (ул. Грабина, д.15) открыт в 1960 г. На территории установлены светильники РКУ-01-250-011 ориентировочно конца 1970-х гг.:

На территории детского сада "Теремок" (пр. Ударника, д. 3а, открыт в 1956 г.) светильники такие же, но столбы, вполне вероятно, и там, и там - ровесники зданий:

В 1980-х годах довольно известным и узнаваемым уличным светильником был «Ambassador Elektrosvit» (Чехословакия) тип 444 23 17. В СССР он получил прозвище «горбатый», а в Чехии его до сих пор называют «верблюд» (velbloud). Возможно, единственный в городе экземпляр сохранился на территории детского сада "Мозаика" (ул. Гагарина, д. 22):

Небольшой заброшенный фонарь в сквере на ул. Коминтерна, видимо, тоже стоит там с 1980-х:

Праздничная иллюминация 1980-х (1990-х?) на улице Советская в мкр. Первомайский :

На доме № 17 по улице Грабина над окном сохранились два художественно оформленных настенных светильника. Когда-то на них были стеклянные плафоны:

Неказистый старый светильник над окном Городской больницы № 2:

И напоследок - чудом сохранившиеся декоративные металлические фонари. На старых фото 40-х - 60-х гг. ХХ в. заметно, что подобных фонарей в городе было много:




В тех, что дожили до наших дней, давно уж нет ламп, стоят лишь столбы. Поскольку фонари не типовые, их возраст определить сложнее.
Три одинаковых фонаря располагаются вокруг здания постройки конца 1950-х - начала 1960-х (ул. Ленина, д.4):



Однако же, вот архивное фото, снятое на ул. Гагарина и датируемое 1945 годом. Справа вдали здание городских бань, пятиэтажек еще нет и в помине:

Не правда ли, точь-в-точь эти самые фонари?!

До войны на одной из главных улиц Калининграда – Сталина (сейчас это улица Циолковского) - стояли всего два пятиэтажных каменных дома № 23/11 и № 25 (постройка 1940 года). С начала 1950-х годов улицу и прилегающие к ней с юга кварталы начали застраивать пятиэтажными домами. В это же время были построены детский сад (1952 г.), средняя школа (1953 г.) и трехэтажная поликлиника.

В 1960-е годы неподалеку от поликлиники был возведен больничный городок. Позднее все эти медицинские учреждения вошли в состав Центральной городской больницы №1.

От поликлиники под прямым углом к улице Циолковского через больничный парк ведет старая аллея. Вокруг здания и вдоль аллеи среди зарослей сохранились четыре декоративных фонаря описанного выше типа. Пятый скрывается в северо-западном углу парка на другой, диагональной аллее, которая тоже когда-то соединяла поликлинику с улицей Циолковского, а теперь упирается в забор. Больше на территории больницы таких фонарей нет. С большой долей вероятности можно говорить о том, что их установили в 1950-е годы.

О том, что фонари этого типа были очень распространены в тогдашнем Калининграде, говорит и то, что еще один их "собрат" до сих пор стоит в самом центре города - на улице Терешковой, через дорогу от Центрального Дворца культуры им. М.И. Калинина. Скорее всего, он старше здания ДК. Возможно, этот фонарный столб дожил до наших дней еще и потому, что прекрасно маскируется под окружающую растительность. Я проходил мимо бессчетное количество раз, в упор его не видя, да и недавно обнаружил только потому, что внимательно искал:

В июле 2014 г. растительность была прорежена, и фонарный столб показался во всей красе:

Еще один декоративный фонарь стоит около проходной ОАО "РКК "Энергия", немного диссонируя с окружающим пространством. Возраст его определить не берусь:


Фонари с декоративным элементом в виде арфы находятся на территории бывшего детского сада (ул. Гагарина, д. 14а):

© 2024 4septic.ru - Ливневая канализация, выгребная яма, трубы, сантехника