Какие вопросы волнуют студентов в институтах. Вечные проблемы студентов. Опять эта сессия

Какие вопросы волнуют студентов в институтах. Вечные проблемы студентов. Опять эта сессия

опрос студентв вузов Владивостока о ценностях личности

Ценностные ориентации студентов в контексте разработки молодежной политики.

О.А. Коротина, зав.кафедрой ФЮП, канд. филос. наук

В. Е. Чередниченко, студентка гр.БПС-11

Одним из важнейших индикаторов состояния общества является положение молодежи. Перспективы развития молодежи в значительной степени зависят от регулирования со стороны государства. С переходом российского общества на новый путь развития значимым социальным феноменом становится молодежная политика. 29 ноября 2014 года Председатель Правительства Д. Медведев утвердил «Основы государственной молодежной политики до 2025 года», направленные на воспитание гражданственности и патриотизма, формирование ценностей здорового образа жизни и института семьи. Одной из приоритетных задач государственной молодежной политики является формирование системы ценностей. Для решения поставленных задач необходимо изучение ценностных ориентаций современной молодежи. Это знание поможет в поиске ответов на вопрос какие технологии могут быть наиболее оптимальными и эффективными.

Современная отечественная психология развивает неклассический подход к изучению ценностей (Д. Леонтьев), главной чертой которого является положение о неразрывной связи и взаимовлиянии трех компонентов:

Общественные идеалы и ценностное содержание общественного сознания

Предметное воплощение идеалов в деятельности людей

Ценностные ориентации индивида

Другими словами, трансляция в обществе ценностных содержаний происходит посредством деятельности (огромным вкладом в мировую психологию была разработка советскими психологами концепции деятельностного подхода). Осознание и положительное отношение к ценности недостаточно для ассимиляции их индивидом, для того, чтобы данная общественная ценность стала личной ценностью. Необходимым условием интериоризации (присвоением) личностью ценностей общества является включение субъекта в деятельность (желательно коллективную). Примером может служить присвоение ценностей референтной для индивида малой группы.

На кафедре ФЮП совместно со студентами 4 курса в рамках ПИО проводятся социально-психологические исследования студентов. Первое исследование было направленно на изучение оценки качества образовательного процесса и выявление ценностных ориентаций студентов. Объем выборки составил 242 человека. 1 и 3 курсов разных направлений подготовки.

Для изучения ценностных ориентаций использовалась модификация методики Р.Инглхарта. Самыми значимыми ценностями стали семейное благополучие - 30% - 1 курс и 27% - 3 курс и материальный достаток 20% - 1 и 3 курс. Такие ценности как «возможность пользоваться демократическими свободами» и «строительство более гуманного и терпимого общества» набрали минимальное количество от 2 до 4%.

Полученные результаты можно проанализировать с помощью трехуровневой модели ценностной системы личности, позволяющей выявить ориентацию на ценности:

Адаптации (выживание и безопасность);

Социализации (социальное одобрение);

Индивидуации (независимость и саморазвитие).

На первом месте у студентов, как первого, так и третьего курса стоит тип ценностей социализации - 45% - 1курс и 51% - 3 курс, т.е. акцент на семью, карьеру, общественное признание. На втором, тип ценностей «адаптирующийся» - 36% т.е. акцент материальный достаток, здоровье, порядок. На третьем, тип ценностей «индивидуация» - 19% и 16% т.е. акцент на самореализацию, свободу, терпимость.

Следующая методика: «экспресс - диагностика социальных ценностей личности», которая выявила основные ценности. Приоритетными ценностями являются физические (ценности здоровья и активного отдыха), среднее значение - 18,5%, интеллектуальные - 15,5%, профессиональные 16%, далее семейные - 14,5%, финансовые - 14%, менее всего значимые ценности: духовные - 6% и общественные - 5,5%.

Третья методика «методика определения жизненных ценностей» Иванова, Колобова представляет собой разновидность вербальных проективных тестов (неоконченные предложения).

При анализе полученных результатов можно сделать следующее заключение самыми приоритетными ценностями считают:

Профессиональные ценности - 29% - 1 курс и 42% - 3 курс;

Материальные ценности - 18% - 1 курс и 21% - 3 курс;

Социальные ценности - 29% - 1 курс и 21% - 3 курс.

Так же интересно проанализировать выбор негативных (вредных для человека и общества) явлений. Самыми негативными явлениями студенты считают употребление наркотиков 23%, аборт - 12%, загрязнение природы - 10,5%, самоубийство - 9,5%. Минимальное количество баллов набрали развод - 3%, ложь - 3%, сокрытие доходов - 1,5%.

Лозунг, который подходит к образу жизни: самые актуальные лозунги «Всегда вперед» - 20,5%, «Спеши сделать добро, оставь после себя, что то хорошее» - 18%, «Наслаждайся жизнью» - 19,5%.

Основной проблемой российского общества является решение жилищной проблемы 41,55, активизацию молодежной политики выбрали 11,5% респондентов.

В заключении хотелось бы отменить что преимущественное большинство студентов, более 90% оценили свою успеваемость как отличную и хорошую, при этом что учится «легко» и «очень легко» считают 77% респондентов.

Второе исследование было направлено на изучение приоритетов развития молодежной политики, анкета была разработана кафедрой ГМУП, в анкетировании участвовало 76 человек 1 и 3 курсов. Приоритетными являются следующие направления: социальная поддержка студенческой молодежи; гарантии в сфере труда и занятости студенческой молодежи; создание условий для самореализации студенческой молодежи; поддержание и развитие дополнительных образовательных программ; формирование здорового образа жизни студенческой молодежи.

Мало приоритетными: развитие культурного обмена молодёжи других городов, регионов, государств; поддержка деятельности студенческих объединений; вовлечение молодёжи в управление ВУЗом.

Третье исследование направлено на изучение ценностных ориентаций студентов разных ВУЗов г. Владивостока (ТГМУ, ДВФУ, МГУ им. Невельского, ДВЮИ МВД России, таможенная академия). На данный момент обработаны данные ТГМУ и они имеют большую корреляцию с результатами полученными во ВГУЭС. В дальнейшем планируется сравнительный анализ результатов по различным ВУЗам, по направлениям подготовки и в зависимости от балла ЕГЭ.

Обобщая результаты проведенных исследований можно сделать вывод, что у современного студенчества на первый план выходят ценности материальные, профессиональные и интеллектуальные, а также ценность здорового образа жизни, с другой стороны, ценности общественные и духовные не являются приоритетными. Следовательно, такие задачи молодежной политики как «формирование гражданской позиции», «патриотизм», «национальная идея» будут оставаться симулякрами (пустыми формами), пока мы не осознаем, что наполнить их содержанием можно только с помощью конкретных дел. То есть учитывая ту систему жизненных приоритетов, которая сложилась у современного студенчества, в рамках учебного заведения мы можем говорить о материальном стимулировании, возможностях дополнительного образования, реализации спортивных устремлений, для создания условий реализации различных проектов в деятельностном ключе.

За что получили награды сотрудники опорного Тольяттинского государственного университета (ТГУ)? Кому помогли первокурсники ТГУ? В чём польза проектной деятельности студентов? Об этом – в материале «Толк радио».

Профессора ТГУ удостоены высокой награды. Ветеранам Тольяттинского госуниверситета вручили памятные знаки «За успехи в высшем образовании и научной деятельности». Этот знак учреждён в Самарской области в честь 100-летия университетского образования. Опорный ТГУ стал одним из трёх вузов нашего региона, в которых награду получили сразу 40 сотрудников – члены учёного совета университета и ветераны ТГУ. Первым памятный знак «За успехи в высшем образовании и научной деятельности» ректор Михаил Криштал вручил ветеранам Тольяттинского госуниверситета.

В минувшую пятницу, 7 сентября, студенты ТГУ получили дипломы за свои идеи и их оригинальное воплощение во время проектной недели. Около тысячи первокурсников ТГУ на следующий день после торжественной церемонии, организованной в честь начала нового учебного года, оказались в центре внимания игротехников из Москвы и Санкт-Петербурга. Ребята сформировали 114 команд, каждая из которых в течение четырёх дней работала над своим блиц-проектом социальной или технологической направленности. Студенты создавали тротуарную плитку с подсветкой и предлагали сделать карту с обозначением мест, где можно недорого подкрепиться, искали пути очистки окружающей среды от химикатов и работали над прототипом аппарата для экологической утилизации пластика. «Первокурсники порадовали разнообразием идей и скоростью сплочения команд», – призналась в интервью «Толк радио» директор центра проектной деятельности ТГУ .

Некоторые проекты, родившиеся в ТГУ на минувшей неделе, будут иметь продолжение. К примеру, студенты института машиностроения и гуманитарно-педагогического института объединили свои силы, чтобы подарить старой одежде новую жизнь. Всего за сутки первокурсники собрали значительное количество вещей, которые уже не станут носить одни люди, но с большим удовольствием наденут другие. Участницы проекта рассказали, что воплотить задуманное в жизнь удалось во многом благодаря репостам в соцсетях и отзывчивости тольяттинцев.

Они живые открытые, легко идут на контакт, – поделился своими впечатлениями директор образовательного бюро «Солинг» Сергей Иванов. Он напомнил, что в прошлом году ТГУ стал пилотной площадкой, на которой игротехники помогали первокурсникам погрузиться в проектную деятельность. Это важно, поскольку внедрение в учебный процесс практической работы студентов предусмотрено Программой развития Тольяттинского госуниверситета. И на протяжении всего пути к диплому будущие инженеры, химики, экономисты и лингвисты параллельно с изучением теории будут иметь возможность применить полученные знания в реальной жизни.

«Мы все учились понемногу…»

Многие думают, что учеба - это скучный и нудный процесс. Но только не у студентов! Умение лавировать между зубрежкой и раздолбайством - уникальный навык, который легко приобретается каждым студентом за время обучения в университете. Что может быть веселее романтика предзачётных ночей? Еще вчера ты отрывался на вечеринке вместе со своими одногруппниками, а сегодня до утра учишь билеты к экзамену, приободряемый лишь чашкой крепкого кофе. Вчерашний школьник с легкостью учится как губка впитывать в себя знания в любое время суток и в любом состоянии. И как здесь не вспомнить о продумывании плана по сокрытию шпаргалок, крике «Халява приди», который уже не пугает жителей соседних домов, о зачетки на веревке за окном и других глупых, но веселых студенческих приметах?


Студентом быть классно, потому что ты учишься находить выход из самой трудной ситуации.

Безумных лет кипящее веселье

Однако студенчество - это не только пора нудных лекций, семинаров и зачетов. Это еще и возможность попробовать себя в разных видах деятельности и побывать в необычных местах. В студенческой жизни помимо ВУЗа есть еще масса интересных вещей: КВН, научные кружки, языковые курсы, выступления на концертах, поездки стройотрядов и многое другое. Студент - это жизнелюб, которым двигает желание делать открытия, искать приключения и узнавать всё новое. Его ни что не может остановить, ведь он гонится за самыми яркими впечатлениями и воспоминаниями. Первые серьезные отношения, поиск своего места в жизни, подработки и желание быть лучше - вот что является главными составляющими бытия студента.

Студенчество - это тот возраст, когда можно наслаждаться жизнью и свободой, беззаботно проводить время, рисковать, совершать безумные поступки, не боясь осуждения со стороны людей, ведь «студентам можно все!».

Студентом быть классно, потому что ты никогда не сидишь на месте.

Жизнь общажная

Наиболее остро «прекрасную пору» испытывают на себе иногородние студенты. В общежитии жизнь кипит похлеще, чем вода в чайнике! Именно в этом месте вчерашний школьник начинает чувствовать себя частью некого большого и дружного коллектива. Здесь легко найти друзей, ожидая очереди в душ или готовя на кухне последнюю пачку макарон на всю комнату. В общежитии ни один житель не оставит тебя в беде, если ты остался без еды, денег или электричества.

Только в этом здании дети проходят через «мельницу жизни» и ступают в мир окрепшими духом людьми. Житель студенческого общежития не только проявляет здесь все свои первичные личностные качества, но и развивает другие черты своего характера. К примеру, смекалку. Ведь кто как не студент способен научиться есть суп ложкой, готовить из ничего изысканные блюда, кипятить чайник без чайника и спать при свете. А вечерние посиделки под гитару, поиск истины в жарких дискуссиях и ночные разговоры по душам с соседями по комнате являются неотъемлемой частью жизни каждого вузовца.

Считается, что студенческие организации в России развиваются быстрыми темпами: молодежь активнее принимает участие в соуправлении университетами, в региональной политике и формировании федеральной повестки. «Наш университет_онлайн» поговорил с уполномоченным по правам студентов в РФ Артемом Хромовым о том, что больше всего волнует российское студенчество.

Какие проблемы больше всего волнуют студентов?

Подавляющее большинство студентов беспокоят проблемы перевода студентов ликвидируемых университетов, повышение платы, неблагоприятные условия проживания в общежитиях, прозрачность выплаты стипендий, вымогательство взяток, сложности трудоустройства и многое другое.

Нередко приходится сталкиваться и с новыми историями, когда выпускникам массово не выплатили стипендии или студентов не допустили до выборов, нарушая прямое указание федеральных властей.

Наша главная задача с командой – добиться того, чтобы студент оперативно получил консультацию, а также сопровождать и сохранять анонимность студента, чтобы решить проблему безболезненно и без негативных последствий.

Реализации каких инициатив, в общих чертах, вы добиваетесь?

В настоящее время меня беспокоит, что подавляющее большинство не имеют возможности получить образовательные кредиты с государственной поддержкой, что у нас совершенно не развита внутрироссийская академическая мобильность, волнуют факты нарушения прав студентов при ликвидации университетов, а также то, что не создан стандарт студенческого обеда, в университетах и колледжах не соблюдаются правила пожарной безопасности и так далее. И я сделаю все возможное, чтобы добиться реализации намеченных прогрессивных реформ, которые решат данные проблемы.

Давайте вспомним недавний случай с урезанием стипендий для украинских студентов, итогом которого стал запуск торта в замминистра финансов. Как обычно решаются ситуации такого плана?

На самом деле во всех странах мира студенческие организации десятилетиями добивались того, чтобы получить возможность влиять на молодежную политику. В одних странах до сих пор принято проводить уличные мероприятия, в других – вести публичные дебаты, в третьих – достигать результатов путем переговорного процесса.

В основном серьезные протестные настроения возникают тогда, когда проводятся непопулярные и жесткие реформы, которые сокращают социальные обязательства государства.

В Канаде и ЮАР студенты переворачивали машины и дрались с полицией, выступая против коммерциализации образования. Но бывают протесты, которые обусловлены другими причинами: мексиканские студенты протестовали, требуя объективного расследования похищения бандитами молодых людей, грузинские студенты устроили забастовку, требуя проведения честных выборов в университете.

Но чаще всего причины возникновения протеста связаны с тем, что решения принимаются непрозрачно или грубо продавливаются. Вместе с тем, многие европейские независимые студенческие организации редко выражают недовольство, так как все решения изначально с ними обсуждаются и согласовываются.

В России в последние годы важные вопросы молодежной политики активно обсуждаются со студенческими организациями, расширяются полномочия студенческих организаций, в наших университетах внедряются процедуры всеобщих прямых выборов студенческих лидеров. Но нужно продолжать повышать открытость принятия решений, совершенствовать формы публичной дискуссии.

Резонанс вызвала история с «голым» посвящением в КГУ, также обсуждается история с непригодными условиями в общежитиях ДВФУ. Положительно ли явление такой «громкой связи», или внутренние проблемы все же стоит решать «не выходя из дома»?

Я считаю, что это разные сюжеты. Почему общественность задела история в КГУ? А просто мероприятие проводилось сотрудниками университета, и многим кажется, что в других университетах посвящения могли происходить абсолютно аналогично. Получается, что тема является социально значимой, поэтому она стала резонансной.

А локальные социальные и бытовые конфликты становятся публичными, когда не решаются или «замыливаются». Вот как студент, которого призывают поступать по уму и не нарушать установленный порядок, будет относиться к тому, что его в нарушение закона и со словами «знаешь ли, что!» выселяют из общежития, не переводят на бюджетное место, вымогают взятку? Он будет добиваться справедливости всеми законными способами.

Сегодня Якутия для иностранных студентов не холодный неизвестный край, а настоящий дом, место не только для учебы, но и для научных исследований. Как должно развиваться «обменное» направление в будущем?

В настоящее время действует государственная программа «Глобальное образование», которая предполагает полную оплату обучения и проживания студентам, которые поступят в зарубежные вузы.

Но мне кажется, что важно развивать внутрироссийскую академическую мобильность.

Вы бы хотели поучиться полгода в ЮФУ или получить двойной диплом СВФУ и СПБГУ? Вот я бы с большим удовольствием поехал учиться на некоторое время в другой российский вуз. В настоящее время мы начинаем активно готовиться к реализации данного проекта в России.

Если сравнить зарубежное студенчество и российское, в чем их основные отличия? И в чем отличие образования в нашей стране и в других странах?

Проблем в российской системе образования хватает. Но самом деле наше образование очень конкурентоспособное. Не случайно наших выпускников всеми силами перетягивают крупные зарубежные корпорации. И не случайно мы поднялись в последнее время в зарубежных рейтингах… И наши студентки умнее, интереснее и красивее!

Большую ли роль играет сегодня политика в жизни молодежи? Не пагубно ли влияет на российское студенчество нынешняя напряженная политическая обстановка в мире?

Не вызывает сомнений, что нынешние студенческие лидеры – это будущая политическая элита нашей страны. Тем не менее, образование и наука всегда должны находиться вне политики. Поэтому мне не нравятся попытки зарубежных партнеров повлиять на академическую мобильность и совместную научную деятельность. Но пропаганда не может повлиять на дружбу умных и добрых людей, которыми мир полон. Давайте жить дружно!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

© 2024 4septic.ru - Ливневая канализация, выгребная яма, трубы, сантехника